Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. - Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? - Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить "отправной точкой" при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.


Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру - минорные, дальше от центра - мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.


1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

https://yadi.sk/d/W_ftIjw_do4mc


2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия - B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

https://yadi.sk/d/Axtz0e5ido8Ma


3) Плавное голосоведение.

"Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – основа гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.

Правила голосоведения:

  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы."

Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.

https://yadi.sk/d/T_3PCc-Ydo8NH


4) Разложение аккордов.

В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.

https://yadi.sk/d/5TKKhsOkdoAFY


Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.

Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.


В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!