Продажа инструменталов давно перестала быть просто хобби или небольшим приработком. Сегодня для некоторых успешных битмейкеров это является серьезным бизнесом.


Всем нам прекрасно известно насколько необъятен и динамичный музыкальный рынок в Америке. Насколько богатые у него традиции и отточенный механизм. Наличие обширной индустрии в музыке и огромного спроса на музыкальный контент, и породили такие площадки как soundclick, которые специализируются на продаже иснтрументалов. Но в США где, помимо серьезного и успешного рынка, существуют десятилетние традиции существования и самое главное функционирования авторского, нельзя просто так взять и воспроизвести музыку Madonna по телеканалу, не заплатив при этом авторские отчисления правообладателю этой музыки. Минуса (биты), как часть интеллектуальной собственности не может фактически продаваться, вместо этого продается лицензия и права на ее использование. Если музыкант хочет исполнить песню под чью либо музыку, то он берет разрешение на использование авторской музыки и покупает лицензию. Авторское право может передаваться но, как правило, это происходит за очень серьезную денежную сумму.



Теперь пойдем дальше. Постепенное совершенствование спроса на музыкальном рынке дало развитие такому направлению как лизинг (англ. Lease –аренда). Это фактически и есть лицензирование. Битмейкеры (продюсеры) отдают вам в использование лишь лицензию, оглашенной определенными условиями. Что подразумевает на практике аренда битов: Вы исполнитель и желаете записать песню на один из понравившихся битов. Вы не собираетесь, издавать этот трэк в альбоме или сингле, которые будет продаваться тиражом более 1000 копий. Так же вы не собираетесь отправлять свою музыкальную композицию для ротации на крупнейших радиостанциях, или снимать на него клип, которые впоследствии будет также показываться на телеканалах. В данной ситуации вам нет смысла покупать эксклюзивные права на бит. Вы с легкостью можете взять за не большую сумму мп3 (320k/bits) в аренду. В свою очередь, все права на дальнейшее использование остаются у автора (битмейкера) инструментала. Поэтому он вправе отдавать его в аренду до конца своей жизни кому годно и сколько угодно, до тех пор, пока кто-либо не купит по эксклюзивной лицензии.


Теперь разбираемся с ситуацией покупки с эксклюзивной лицензией. Вы серьезный коммерчески успешный артист, ваша музыка играет на государственных радиостанциях, и ваши клипы показывают на телевидении. Музыка - ваше ремесло и профессия. Вы собираетесь купить интсрументал, но только с той целью, что бы получит эксклюзивное право на использование минуса. Все это прописывается в договоре о передаче авторских и смежных прав. Я не буду углубляться в суть юридических аспектов, просто отметим, что при покупке эксклюзивной лицензии, исполнитель становится обладателем смежных прав и имеет положенные ему права на дальнейшее использование бита так же.
Все было бы понятно, но, к сожалению, в странах СНГ уровень соблюдения авторского права и лицензирования пока находятся на низком уровне. Поэтому, как таковых продаж лицензий не существует. Весь бизнес складывается на простой продаже инструменталов, без соблюдения и парой даже не знания о существовании каких либо контрактов.


Теперь вопрос к покупателям: как вы считаете, покупая минуса у Российских битмейкеров, вы покупаете, что лизинг, эксклюзивное право…? Предоставляют ли вам какой либо контракт, или документ, в котором прописаны ваши права на музыкальную композицию? Я думаю, что нет. В данном случае палка о двух концах. Покупатель, не до конца осознает, что именно он покупает, продавец (битмейкер) либо сам не в курсе, что он за бесценок отдает свое творчество в эксклюзивное использование за 10, 20 пускай даже и за 100$, либо делает это, умалчивая о том, что он продает, бит в лизинг.



Я думаю рано или поздно большинство пересмотрят свою политику, и на нашем рынке будут предоставляться биты в аренду, помимо продаж по эксклюзиву. Ведь не всем нужны иснтрументалы для выпуска коммерческих альбомов, не все готовы расстаться со 100-300$ за минус, для трэка который не будет в ротации на радио. А для интернет релиза, вполне сойдет и стандартный лизинг битов. Плюс к каждому минусу должен предоставляться документ, юридически утвержденный, который будет защищать как битмейкера , так и покупателя.
К сожалению, я не в силах рассмотреть все аспекты данной темы, по причине различия в менталитете, традициях, и в целом из-за масштабов вопроса. Но, по крайней мере, я дам толчок, о том, что бы пересмотреть данный бизнес с правильной стороны.